Равновесие в кадре 

Главнейшее требование к композиции произведения — уравновешенность.
Любая структура нуждается в устойчивости, отсутствие устойчивости — это катастрофа, разрушение (если только это не спец. прием).
В уравновешенной композиции ни одно изменение невозможно без того, чтобы не вызвать ощущения случайности, необоснованности. Иначе говоря, равновесная композиция оказывается единственной для данной картины и в этом смысле уникальной, а несбалансированная выглядит случайной, раздражающей ошибкой.
Равновесие — это гармония, соразмерность компонентов.
Гармония — отсутствие дисгармонии.
Равновесие напрямую связано с рамкой кадра. 

Способы тренировки чувства равновесия:

— анализ композиции работ признанных авторов (насмотренность)
— компоновка вырезанных геометрических фигур (разного размера, позже можно добавить цвета) либо небольших предметов на листе бумаги (должна быть рамка) — камушков, ракушек, карандашей и т. п.
— сравнение (убирать с фотографии тот или иной элемент — закрывать его листом бумаги или штампом в ФШ)

Еще несколько упражнений

«Нарезка» фотографий или рисунков

Многие (но не все) фотографии известных мастеров обладают одним замечательным свойством: они настолько полны содержанием, что можно их перекадрировать в несколько отдельных, меньших по размеру изображений, которые будут иметь самостоятельную ценность. Иногда эти меньшие кадры будут акцентировать смысл или изменять, смещать его. В других случаях это будут просто красивые формы, хотя иногда и абстрактные.
Упражнение с «нарезкой» нацелено на совершенствование в построении композиций. Оно помогает научиться уделять внимание деталям и приблизиться к тому, как смотрят на изображения художники и мастера-фотографы (то есть не поверхностно, а детально изучая все, что находится в кадре). Попутно можно научиться смещать смысловые акценты, а также понимать, что и как в готовом (полном) кадре выполняет смысловую или другую роль. 

Зарисовки

Вы ограничиваете себя каким-либо местом. Интересность места, имеющийся свет и прочие обстоятельства не играют никакой роли. Главное, чтобы условия позволяли фокусироваться и снимать. Это может быть произвольное место на улице или в помещении. Первое время непонятно, что можно снять. Надо привыкнуть к месту, рассмотреть его, изучить, что в нем может быть интересного. Допустим вы нашли нечто. Это могут быть люди, неодушевленные предметы или вообще нечто совершенно абстрактное (например, пятна или текстуры). Вы начинаете это снимать. Попробуйте разные ракурсы, разные точки съемки, разные объективы (если вы взяли с собой несколько), разные выдержки (от самых длинных до самых коротких). Не торопитесь, наблюдайте за тем, что будет происходить. Возможно, поменяется свет и погода. Возможно, что-то произойдет. Возможно, люди, которые наблюдали за вами, перестанут обращать на вас внимание или наоборот захотят попасть в кадр и начнут позировать. Каждый новый момент не идентичен предыдущему. Сделайте много кадров, но старайтесь, чтобы они все-таки чем-то отличались друг от друга.
Вы сами увидите, выполняя это упражнение, как изменяется ваше отношение к выбранному месту, как приходят идеи съемки, сменяя друг друга, как меняется само место, то и дело подбрасывая вам всякие неожиданные «подарочки» в виде небольших кратковременных изменений выбранного вами съемочного пространства.
После такой съемки предстоит отбор. Необязательно выбирать одну фотографию, у вас может быть несколько удачных кадров. 
 

Игра в рифмы

Это развивающая игра, в которую желательно, чтобы играло 2–4 человека. Первый игрок показывает произвольную свою фотографию. Затем второй игрок показывает фотографию, которая в чем-то рифмуется с предыдущей, и так далее по кругу. Фотографии не должны повторяться. Рифмы образуют те фотографии, в которых есть что-то похожее.


Нахождение парных фотографий

По сути, это таже самая игра в рифмы, но в одиночку. Задача — находить пары фотографий, у которых было бы что-то общее. Самое лучшее, когда вам удается, глядя на какую-либо фотографию, вспоминать для нее парную из того, что вы уже видели, потому что это говорит о том, что у вас развивается зрительная память, а она верный спутник понимания содержания изображений.
Это могут быть пары фотографий, освещающих одно и то же событие или похожие моменты в жизни разных людей, но с разных точек зрения. Нахождение таких пар развивает умение видеть одно и тоже по-разному и в нужный момент выбирать такой способ съемки, который наилучшим образом отвечает вашим собственным представлениям о том, что вы снимаете.Умение находить такие пары поможет вам научиться замечать нетривиально рифмующиеся элементы, когда вы их видите в жизни, а также сочетать фотографии так, чтобы они образовывали диптихи. 

Развитие цветового восприятия

Есть еще одно полезное упражнение, которое помогает развить «цветное зрение». Вы выбираете себе какой-нибудь цвет, например, красный. Выходите на улицу и стараетесь подмечать только то, что окрашено в различные оттенки красного. Старайтесь отвлекаться от форм, света и всего прочего. Вычленяйте только пятна красного цвета. Сделайте несколько фотографий в различных местах. В другой день выберете другой цвет и действуйте аналогично. После того, как вы пройдетесь по всем цветам, упражнение можно повторить. Можно попробовать искать сочетания цветов, но они встречаются гораздо реже и выполнять такое упражнение гораздо сложнее.

Стоп-кадры из фильмов

Если вы смотрите фильмы на компьютере, то вы можете просто делать копии экрана. Но можно взять телефон или камеру и фотографировать экран компьютера или телевизора. И то и другое весьма интересно. Если говорить о кино, то вы получаете кадры, похожие на те, которые сняли бы сами, если бы вам немного помогали оператор и режиссер. Если брать хорошее кино, то соответственно, вы таким образом имеете возможность побывать на виртуальном мастер-классе людей, которые заведомо хорошо разбираются в композиции.  

Съемка по фильму

Мне много раз приходилось видеть, как после просмотра одного и того же фильма разные люди извлекали из него совершенно не то, что видела я. То же самое часто происходит, когда кто-то обсуждает отдельные фотографии. Каждый из нас переживает увиденное по-разному. Попробуйте взять хороший фильм, нарезать из него кадры и снять по этим референсам что-то свое. 

 Случайные кадры

Съёмка не глядя в камеру. После съемки надо провести отбор и выбрать кадры с интересной композицией